Музей

 

Воспитание патриотизма и гражданственности обучающихся
на основе работы комнаты-музея Боевой Славы

МБОУ Ульяновская СОШ

 

В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного, нравственного, гражданского и патриотического воспитания обучающихся, поскольку это затрагивает как судьбы подрастающего поколения, так и судьбу России. Об этом напомнил Президент России В.В. Путин на встрече в Краснодаре с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи, упомянув, что будущее страны мы должны строить только на прочном фундаменте патриотизма. По словам главы государства, вопрос этот стоит остро: чтобы не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность, не допустить ослабления государства и его распада, мы можем и должны строить нашу жизнь на нравственных основах и определённых ценностях. В их числе им упомянуты уважение к своей истории и традициям, духовному наследию наших предков.

В соответствии с Концепцией патриотического воспитания, государственной и районной программами в нашей школе разработана программа патриотического воспитания «Да не прервется память наша!», главная цель которой ‑ формирование у обучающихся школы высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей, воспитание чувства любви к историческому прошлому, гордости за героическое прошлое предков.

Именно работа комнаты-музея Боевой Славы является фундаментом при формировании у обучающихся гражданского самосознания и причастности к родным истокам.

Мы головы склоняем перед теми,

Кто погибал в боях, но верил,

Что жизнь прожил совсем не зря,

Всегда их помнить будет родная Красногорская земля.

 Комната-музей Боевой Славы была основана в 1964 году в здании старой Ульяновской школы после похода учащихся по местам Боевой Славы Белоруссии, откуда и были привезены первые экспонаты.

В новом здании школы, построенной в 1983году, музей неоднократно переживал изменения, переезды.

В 1999 году он как бы начал жить заново: значительно пополнились фонды музея за счёт находок, обнаруженных в ходе поисковых работ на местах сражений Великой Отечественной войны; оживилась экскурсионная работа. Учащиеся (ныне выпускники нашей школы) Андрюков Иван и Сирота Олег, серьезно увлечённые историей, как члены поискового отряда, участвовали в Вахтах Памяти и поисковых операциях, в ходе которых было найдено большое количествовоинских реликвий и документов, имеющих музейную ценность. Они проводили реставрационные работы, готовили новые экспозиции. Потом их дело продолжил брат Андрюкова Ивана – Лактанов Илья.

Накануне празднования 65-й годовщины со Дня Победы музей расширил свою территорию, разделился на два зала.

В одном зале находятся экспозиции, посвящённые Великой Отечественной войне:

  • Наши земляки – ветераны Великой Отечественной войны (стенды  – 3 шт.)
  • Вооружение и снаряжение Рабоче-крестьянской Красной Армии (4 горизонтальные витрины)
  • Вооружение и снаряжение Вермахта (одна вертикальная витрина)
  • Экспозиция «Блиндаж»

 В другом зале представлены следующие экспозиции:

  • Участники локальных войн (стенды ‑ 2 шт.)
  • Стенная фотовитрина «Афганистан»
  • На космических рубежах» (2 вертикальных витрины)
  • Великая Отечественная война в письмах наших земляков-путилковцев (вертикальная витрина)
  • Б.В. Громов – генерал 40-й армии (вертикальная витрина)
  • Снаряжение воинов локальных войн (вертикальная витрина)

 В нашей школе разработан план работы по реализации программы Патриотического воспитания. Сюда входят традиционные мероприятия:

- знакомство первоклассников со школьным музеем 1 сентября;

- мероприятия, посвящённые Московской битве;

- конкурс классных хоровых коллективов и инсценированных песен, посвящённый Дню Защитника Отечества;

- Вахта памяти;

- смотр строя, речёвки  и песни;

- выставки рисунков и плакатов;

- конкурсы чтецов, сочинений;

- очные и заочные экскурсии по городам-героям;

- встречи с ветеранами ВОВ, вдовами и тружениками тыла.

Воспитание патриотизма проходит и на уроках, в частности через осуществление межпредметных связей при изучении истории, духовного краеведения, ОБЖ и др.

Наряду с традиционными формами воспитания используются и современные методы работы по воспитанию у обучающихся патриотизма, гордости за своих дедов и прадедов, отстоявших свободу и независимость нашей родины. Это создание виртуальных поздравительных открыток, конкурсы ученических проектов на эколого-краеведческие и патриотические темы, создание буклетов, книг памяти о ветеранах и тружениках тыла, виртуальные экскурсии по героическим местам нашей родины.

Традиционные встречи с живыми свидетелями знаменательных событий сопровождаются показами фильмов, мультимедийными презентациями. Такое общение обычно вызывает у школьников неподдельный интерес. Воспоминания ветеранов, их высказывания по таким актуальным проблемам, как дружба между народами, необходимость защиты Родины, борьба против разных форм экстремизма звучат на встречах с учениками особенно весомо. Подчас именно они помогают школьникам осознать сложную реальность, стоящую за сухими цифрами и фактами учебников. Встречи с ветеранами позволяют учащимся по-новому взглянуть на пожилых людей, осознать, что многое в нашей стране создано благодаря их мужеству, стойкости, труду.

 В портфолио Музея много наград, таких, как: грамоты, дипломы, благодарственные письма за участие в районных и областных конкурсах.

 Благодаря работе с фондами музея, используя его богатейший материал, учащиеся нашей школы неоднократно становились призёрами краеведческих конференций Красногорского муниципального района и Московской области.

Подводя итог, можно смело утверждать, что в современном мире есть все условия для воспитания патриотов. Нам, педагогам, остаётся только уделять этому больше времени и внимания. Ведь тот, кто интересуется прошлым, обогащает своё настоящее.

 Руководитель Комнаты–музея Боевой Славы              Н.М. Демидова

Приезентация Музей расположена здесь:  https://cloud.mail.ru/public/8664cab078e6/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9.pptx